Наступление Рима в Средиземноморье. Народные движения II—I вв. до н. э.

Наступление Рима в Средиземноморье. Народные движения II—I вв. до н. э.

Обострение кризиса эллинистичсских государств

Основные тенденции социально-экономического и политического развития средиземноморского мира к середине II в. до н. э. выявились ещё более чётко: в пределах всего Средиземноморья происходит бурный рост рабовладения, притом главным образом в форме античного рабства; постепенно вырисовываются признаки экономического упадка, обостряется социальная борьба внутри эллинистических государств; необычайно усиливается Рим — государство, сумевшее использовать результаты хозяйственного и социального развития эллинистических стран.

Изменения в экономической обстановке во II—I вв. до н. э. сводятся, по существу, к перемещению центров хозяйственного развития и торговых путей. Расширяются торговые связи Западного Средиземноморья с восточными странами. На смену прежним центрам сельского хозяйства, ремесла и торговли выдвигаются новые — на западе, распространяющие свои продукты и изделия по всему Средиземноморью. Области, через которые шла транзитная торговля (города Финикии, остров Делос), переживают подъём, начинают играть крупную роль в экономических отношениях между государствами. Но все они неизбежно попадают в зависимость от той силы, которая становится важнейшим фактором всего этого развития,— в зависимость от Рима.

На внутреннюю и внешнюю политику эллинистических государств во II—I вв. большое влияние оказывало наряду с изменениями общих условий экономической жизни расширение поля действия римского торгового и ростовщического капитала. Задолго до того, как появлялись римские вооружённые силы на территории того или иного из эллинистических государств, оно уже испытывало на себе воздействие римской и7ли связанной с Римом торговли, спекуляций, жадной погони за рабами для италийских имений, воздействие подкупов, интриг и злоупотреблений римских дельцов и дипломатов. В истории отдельных государств ярко сказывается вся сложность и напряжённость борьбы, как внешней, так и внутренней, отражается огромное влияние международной обстановки.

Крушение Македонского государства

После победы над Антиохом влияние Рима в Греции ещё более усилилось. Но в то же время росло недовольство масс проримскими правящими кругами. Об этом свидетельствует, например, появление даже внутри такого благонамеренного, с точки зрения самих римлян, союза, как Ахейский, оппозиционной партии, которая выступала в защиту прав союза, обеспечивающих ему некоторую независимость во внутренних делах. Подобные настроения в Греции начинают внушать римлянам спасения, тем более что Македония уже оправилась от поражения и Филипп вновь начал расширять свои владения и укрепляться на фракийском побережье.

Поэтому Рим вновь начал дипломатическую подготовку к войне с Македонией. Римский сенат широко открыл двери для жалоб на Филиппа, разжигал интриги внутри царской семьи, предъявлял Филиппу один ультиматум за другим, рассылал посольства в города Греции и Малой Азии для укрепления проримских группировок. В свою очередь и Македония готовилась к новому столкновению с Римом, неизбежность которого Филипп, невидимому, отчётливо сознавал. После смерти Филиппа эту подготовку продолжал вести его сын Персей. Чтобы приобрести расположение масс внутри Македонии и в греческих полисах, он объявил амнистию всем изгнанникам и кассацию государственных долгов. Одновременно Персей искал союзников среди эллинистических государств и вёл переговоры с Карфагеном.

Однако, несмотря на антиримские настроения демоса в большинстве греческих государств, к моменту войны с Римом (171 г.) Македония оказалась почти изолированной. Правящие круги греческих полисов либо примкнули к римлянам, либо остались нейтральными, испытывая страх, с одной стороны, перед римлянами, с другой — перед собственным народом. Общая политическая обстановка в Средиземноморье также была неблагоприятной для Македонии. Государство Селевкидов, значительно ослабленное предшествующим столкновением с Римом, предпочло вместо новой войны с римлянами поправить своё положение за счёт соседей, в первую очередь — Египта. Египет, раздираемый династической борьбой, сам оказался объектом агрессии. Остальные эллинистические государства либо придерживались проримской ориентации, либо не решались выступить против Рима.

Военные действия в начале третьей Македонской войны развивались благоприятно для Македонии: к ней присоединились царьки Иллирии и Эпир. Но римлянам удалось демагогией, угрозами и репрессиями удержать в повиновении все греческие полисы. Это обстоятельство заставило Персея вступить в мирные переговоры. Римляне, чувствуя перевес сил на своей стороне, предъявили неприемлемое для Персея требование полной капитуляции Македонии. Поэтому военные действия продолжались. В 168 г. в единственном крупном сражении, которое произошло при Пидне, римские войска под командованием Луция Эмилия Павла полностью разгромили армию Персея. Македонское царство прекратило своё существование.

Даровав македонянам «свободу», римляне разделили Македонию на четыре изолированных округа, запретив покупку недвижимости и заключение браков между жителями разных округов. Македонянам запрещалось также разрабатывать серебряные рудники, вывозить лес, ввозить соль. Такие же меры римляне провели в Иллирии. Ещё более жестокому разгрому подвергся Эпир: более 150 тыс. жителей было продано в рабство, большая часть городов была разрушена. В Греции римляне снова перекроили границы полисов, расширив или уменьшив их территорию в зависимости от заслуг или вины перед римлянами в войне с Персеем. Во всех городах сторонники Македонии подверглись преследованиям, часть из них была отправлена на суд в Рим.

Римляне чувствовали себя в Греции уже достаточно прочно и открыто диктовали свою волю бывшим союзникам. Значение Этолийского союза было ими подорвано значительно раньше. Беотийский союз они фактически распустили перед началом третьей Македонской войны. От Ахейского союза завоеватели стали отторгать, один город за другим.

Борьба народных масс Греции и Македонии римского господства

Расправа с Македонией и открытое вмешательство римлян во внутренние дела греческих полисов, разорение населения в результате непрестанных войн и постоя римских войск — всё это ещё более накалило атмосферу в Греции. Социальная и политическая борьба в греческих городах теперь всё в большей мере приобретает характер борьбы против римского господства. В Ахейском союзе к власти приходят элементы, враждебные Риму, усиливается значение средних слоев населения, делаются попытки облегчить положение демоса отсрочкой уплаты долгов.

Римское господство в Македонии вызвало открытое восстание населения в 149 г. под руководством Андриска, выдававшего себя за Филиппа, сына Персея. Андриска поддержали фракийские племена. Вскоре вся Македония оказалась в руках восставших. Римские войска, посланные для подавления восстания, потерпели ряд поражений. Лишь в 148 г., используя не только превосходство военных сил, но и подкуп, римляне смогли подавить восстание. После этого они превратили Македонию в провинцию, включив в неё Эпир и Южную Иллирию.

Через два года против римлян выступил Ахейский союз. Чтобы укрепить свои военные силы, ахейцы отпустили на волю и зачислили в армию 12 тыс. рабов. Гражданам было предложено делать взносы в союзную казну для ведения войны. Центром сопротивления Ахейского союза стал город Коринф. Хотя выступление ахейцев против римлян вызывало сочувствие народа во многих греческих городах, не входивших в Ахейский союз, но ни один из них не решился к ним присоединиться. Одни же ахейцы не могли выдержать войны с Римом. Вскоре консул Луций Меммий разбил их войска. Коринф был разрушен до основания и сожжён (146 г.) . Разрушены были и другие ахейские города. Множество жителей было порабощено и вывезено в Рим. Все греческие союзы были распущены, всюду была восстановлена власть олигархов. Греческие города окончательно потеряли свою независимость и были подчинены властям римской провинции Македонии.

Непрерывные войны, содержание римской армии, контрибуция и «добровольные» подарки Риму окончательно разорили широкие слои демоса в греческих городах. Все античные авторы свидетельствуют об обнищании, обезлюдении и запустении Эллады во II—I вв. до н. э. Иссякли общественные доходы городов. Задолженность городов частным лицам, недостаток продовольствия и голод стали частыми явлениями в Греции. Уровень жизни рядовых граждан резко снизился. Но зато рабовладельческая аристократия, ростовщики и землевладельцы с установлением римского господства упрочили своё положение и обезопасили своё имущество от посягательств демоса.

Установление римского господства в Македонии и Греции, невидимому, сопровождалось усилением эксплуатации рабов. Об этом можно судить на основании сообщений древних авторов, касающихся массовых выступлений рабов. В Македонии через три года после подавления восстания Андриска появился Лжефилипп II, вокруг которого объединились, по сведением Евтропия, 16 тыс. рабов (цифра, видимо, преувеличенная). Однако это восстание римлянам удалось подавить в самом его начале. Позднее началось восстание рабов на Лаврийских рудниках в Аттике. Рабы перебили стражу, захватили акрополь на мысе Суний и долгое время держались на территории Аттики, пока не были разгромлены римлянами.

Родос и его отношения с Римом. Расцвет Делоса

Подчинение Македонии и Греции римскому господству отра3илось прежде всего на положении Родоса и государств Малой Азии. Родосское государство представляло собой олигархическую рабовладельческую республику, доступ в число граждан которой был крайне ограничен. Торгово-ростовщическая знать уделяла часть средств из своих прибылей для хлебных раздач демосу с целью смягчить внутреннюю социальную борьбу.

Собственное производство как на самом Родосе, так и в его владениях было сравнительно невелико. Главный доход Родосскому государству доставляла посредническая торговля. Торговый оборот Родоса в период его расцвета достигал 50 млн. драхм, сумма торговых пошлин — 1 млн. драхм. Надписи свидетельствуют о большом количестве рабов на Родосе. Родос уже во второй половине III в. был важнейшим посредником в оживлённых торговых сношениях городов Сирии, Египта, Малой Азии, Северного Причерноморья, Греции. В Родосе были устроены склады для хранения товаров, в частности зерна, и их владельцы наряду с судовладельцами и купцами получали огромные доходы. Экономическое и политическое значение Родоса ярко обнаружилось во время страшного землетрясения в конце III в., когда многие эллинистические государства поспешили прийти к нему на помощь.

Воспользовавшись ослаблением морских сил Египта после второй Сирийской войны, Родос захватил ряд островов Эгейского моря. Со времени появления Рима на международной арене Родос сразу же принял проримскую ориентацию. Олигархия Родоса считала для себя выгодным и в торговом и в политическом отношении укреплять связи с Римом и ослаблять влияние эллинистических государств в Греции, Эгейском море и в Малой Азии. Наибольшего расширенияРодосское государство достигает после войны римлян с Антиохом: за услуги, оказанные Риму, Родос получил Карию и Ликию, отторгнутые от государства Селевкидов. Однако после второй Македонской войны родосцы начинают опасаться усиливающегося влияния Рима. С другой стороны, и Рим по мере укрепления своих позиций в Восточном Средиземноморье меняет своё отношение к Родосу: римские купцы предпочитают теперь торговать с Востоком без посредников.

Поэтому Родос попытался во время третьей Македонской войны уладить конфликт между Персеем и Римом, чтобы сохранить в качестве противовеса Риму самостоятельное Македонское государство. В наказание за эту политику римляне отняли у Родоса Ликию и Карию и объявили свободным портом Делос, что нанесло огромный ущерб торговле Родоса и положило конец территориальному расширению Родосского государства.

Объявление свободным портом Делоса резко подняло экономическое и политическое значение этого маленького островка, который жил до этого времени преимущественно за счёт доходов храма, имевшего общегреческое культовое значение. Правда, Делос считался центром Лиги островитян, но это мало отражалось на его экономическом положении. После войны с Персеем римляне передали остров Афинам, население в значительной своей части было переселено в Ахайю, а на Делос выселились афиняне. Когда римляне объявили делосский порт свободным от пошлин, его торговые обороты быстро стали расти: на Делос съезжались купцы из Финикии, Палестины, Аравии и других восточных стран. Таким образом, римские купцы получили возможность вести здесь торговлю с Востоком непосредственно.

Основная роль Делоса в экономике античного мира заключалась в том, что он стал крупнейшим в Средиземноморье рынком рабов. Поставщиками рабов на Делосе были главным образом пираты. О размерах работорговли на острове Делос даёт представление Страбон, указывающий, что в делосском порту продавались и покупались в день десятки тысяч рабов. В источниках сохранилось указание, что примерно в одно время с первым восстанием в Сицилии на Делосе также вспыхнуло восстание согнанных для продажи рабов, подавленное объединёнными силами местного населения (афинских клерухов) и живших ва острове италиков.

В I в. до н. э., по мере подчинения римлянами Малой Азии и Сирии, значение Делоса стало падать. После разгрома в 88 г. Делоса флотом Митридата Эвпатора и вторично в 69 г. до н. э. пиратами Делос уже не мог вновь оправиться.

Пергам во II в. до н. э. Востание Аристоника

После третьей Македонской войны пошатнулось также и положение Пергама. В конце III — начале II в. Пергам пережи Восстание Арпстоника вает период своего расцвета и ведёт упорную борьбу против царства Селевкидов и Македонии. Эта борьба сближала его с важнейшими греческими государствами — Этолийским союзом, Родосом, Афинами, а также с Римом. Союз с Римом особенно укрепляется при Эвмене II, когда Пергам оказал существенную помощь Риму во второй Македонской войне и в войне Рима с Антиохом. Следствием этого был быстрый территориальный рост Пергама: по миру, заключённому в Апамее, Эвмен II получил значительную часть селевкидских владений к северу от Тавра. Таким образом, Пергам благодаря Риму, а фактически ценой отказа от самостоятельной внешней политики, превратился в крупнейшую державу Малой Азии. В таком положении Пергам, однако, находился лишь несколько десятилетий.

После победы над Персеем римляне почувствовали себя на Балканском полуострове настолько прочно, что решили начать наступление на Азию. Они обвинили Эвмена в том, что, предложив выступить посредником между ними и Персеем, он стремился спасти македонского царя от окончательного поражения. Ухудшение отношений с Римом отразилось на внешнем положении Пергама: прежде всего восстали зависимые от Пергама галаты, которые вторглись на территорию Пергама и подвергли её опустошению. Эвмену удалось разбить галатов, но по настоянию Рима галаты получили автономию. Рим стремился к тому, чтобы они оставались постоянной угрозой для Пергама.

При преемниках Эвмена Пергам вёл войны с Вифинией, а затем с фракийцами. Хотя эти войны окончились успешно для Пергама, но они повлекли за собой крайнее истощение царства и подготовили тем самым обращение его в римскую провинцию. Союзные отношения с Римом постепенно превратились в политическую зависимость, так как могущественным римским армиям Пергам не мог противопоставить равноценной военной силы. К тому же рост политического влияния Рима на Востоке сопровождался усиленной деятельностью римского торгового и ростовщического капитала, который постепенно втягивал в свои сети царей Пергама и всю страну в целом. Всё это вело к усилению эксплуатации рабов и свободных производителей и к крайнему обострению классовых противоречий.

В царствование Аттала III (139/38—133) положение в Пергаме достигло крайнего напряжения. Над господствующим классом .нависла угроза народного восстания. Придворная знать надеялась лишь на военную помощь Рима. Этой явилось причиной того, что Аттал завещал в 133 г. своё царство Риму. Правящие круги Пергама после смерти царя пошли на некоторые уступки народным массам? Был издан декрет, значительно расширявший права пергамского гражданства: его получили некоторые категории неполноправного населения Пергама, в частности наёмники. Были даже приняты меры, несколько улучшившие положение рабов. Однако начавшееся движение рабов, зависимого крестьянства и неполноправного населения города Пергама против местной знати и против римского гнёта вылилось в мощное восстание, длившееся более трёх лет (132—129); во главе его стал Аристоник, побочный брат Аттала III. Жители города Пергама, разорённые римскими дельцами, поддерживали Аристоника и провозгласили его царём. Помощь Риму против восставших оказал город Эфес, флот которого нанёс поражение флоту Аристоника. Однако восстание после этого только усилилось. На борьбу поднялись рабы и крестьяне всей страны. Волнения начались и в других государствах Малой Азии (Вифиния, Каппадокия, Пафлагония).

Присланные для подавления восстания римские войска под командованием консула Красса осадили Аристоника в городе Левки. Но за целую зиму Красе не смог взять город и вынужден был, сняв осаду, отступить. Аристоник вышел из города, разбил Красса и взял его в плен. В следующем, 130 г. до н. э. против Аристоника была направлена новая римская армия, которой руководил консул Перперна. На этот раз восставшие были разбиты и остатки их армий осаждены в карийском городе Стратоникее. Одновременно римские отряды предпринимали по всей стране карательные экспедиции — разрушали города, поддерживавшие повстанцев, истребляли жителей. Наконец, была взята и Стратоникея. Захваченный в плен и привезённый в Рим Аристоник был казнён. Римляне, опираясь на местную знать, подавили восстание Аристоника и присоединили Пергамское царство к своим владениям, превратив его в римскую провинцию, получившую название Азия.

В 75 г. до н. э. была превращена в римскую провинцию и Вифиния. По мере ослабления этих государств увеличивается значение восточных областей Малой Азии — Каппадокии и Понта.

Каппадокия и Понт

В начале II в. Каппадокия ещё находилась в союзе с Селевкидами и, в частности, помогала Антиоху III в битве при Магнесии. Однако после поражения Антиоха и его союзников она резко меняет свою ориентацию. Царь Каппадокии Ариарат IV при посредстве пергамского царя Эвмена II отделался после поражения сравнительно небольшой контрибуцией в 300 талантов и стал «другом и союзником римского народа». С этих пор Каппадокия наряду с Пергамом, с которым она сохраняет тесный союз, становится важнейшей опорой римского влияния в Малой Азии.

Союз с Римом был выгоден Каппадокии в том отношении, что защищал её от становившегося всё более агрессивным Понта. Однако, как это было и с Пергамом, союзные отношения весьма скоро стали перерастать в зависимость Каппадокии от Рима. Эта зависимость стала особенно ощутимой после того, как на территории Киликии было создано римское наместничество. Каппадокию — страну сравнительно отсталую — по мере укрепления политического влияния Рима всё более и более наводняли римские торговцы и ростовщики. В середине I в. до н. э. каппадокийский царь был уже игрушкой в руках Рима. В начале II в. Понт представлял собой уже довольно значительное государство. На западе владения понтийских царей включали в свой состав почти всю Пафлагонию. Правда, крупный греческий город Синопа оставался ещё за пределами Понта. Как далеко понтийские владения простирались в это время на восток, точно неизвестно, но можно предполагать, что Понтом была подчинена область халибов, знаменитая своими рудниками, и что Малая Армения представляла собой фактически зависимое от Понта царство.

Однако, несмотря на большое богатство природными ресурсами, Понт по своему социально-экономическому строю мало чем отличался от Каппадокии. Во внутренних областях страны городская жизнь была развита слабо, господствовала землевладельческая знать, большую роль играли обширные храмовые владения. Иное положение было на черноморском побережье, где находились греческие города (Амис, Трапезунт и др.).

Новый период в истории Понта начинается со времени крушения селевкидского могущества в Малой Азии. Первую попытку создать обширную державу, в которую входила бы значительная часть Малой Азии, сделал царь Понта Фарнак I (183 — около 170). Для этого он прежде всего захватил Синопу и перенёс сюда свою столицу.Однако дальнейшие завоевательные устремления Фарнака натолкнулись на сопротивление коалиции, в которую входили Вифиния, Пергам и Каппадокия. Война закончилась для Фарнака неудачно. Ему пришлось отказаться от Пафлагонии, хотя он и удержал за собой Синопу.

При преемниках Фарнака силы Понта продолжали возрастать, но вместе с тем понтийским царям приходилось всё более и более считаться с Римом. Уже Митридат IV стал «другом и союзником римского народа». Под этим титулом, как известно, нередко скрывалось зависимое от Рима положение; так было, невидимому, и с Понтом. Однако отдалённость от римских владений делала эту зависимость сравнительно слабой. В качестве союзника Рима Понт участвовал в ряде войн этого времени. Ему удалось подчинить своему влиянию Фригию, Галатию, Пафлагонию и Каппадокию. Союз Понта с Римом, однако, не мог быть долговечным: слишком противоречивы были их интересы. По мере своего усиления Понт всё более тяготился своей зависимостью от Рима и постепенно становился центром всех антиримских сил Малой Азии.

До крушения Македонского государства правители восточно-эллинистических государств ещё не понимали, какую опасность представляет для них утверждение римлян на Балканском полуострове. Более того, они сочли этот момент наиболее удобным для возобновления борьбы из-за Келесирии.

Потеря внешних владений и восстания в Египте заставили греко-македонскую знать пойти на ещё более тесный, чем ранее, союз с египетским жречеством. От имени малолетнего Птолемея V Эпифана, коронованного в 197 г., египетским жрецам был предоставлен ряд льгот. В ответ на них жреческий синод в Мемфисе издал декрет в честь Эпифана с перечислением его благодеяний и определением почестей, которые ему должны были оказывать египетские храмы (это — знаменитая Розеттская надпись, послужившая основой дешифровки египетских иероглифов). Как указывается в декрете, Эпифан освободил храмы от поземельного налога, снизил на 2/а налог на льняные ткани, изготовлявшиеся в храмовых мастерских, утвердил право храмов на все поступавшие к ним доходы, простил недоимки, восстановил разрушенные храмы; предоставил некоторые льготы жрецам. Создавая для жречества привилегированное положение, правящие круги птолемеевского Египта тем самым обеспечивали себе .надёжное оружие идеологического порабощения масс.

В декрете жрецов упоминаются также и «благодеяния» Эпифана по отношению ко всему египетскому населению: были снижены некоторые налоги, прощены недоимки, освобождены заключённые (вероятно, за долги), амнистированным

участникам восстаний сохранены их земельные участки. Отчасти при помощи этих уступок, главным же образом благодаря консолидации сил господствующего класса и более активной военной политике правительству Эпифана удалось, наконец, справиться с длившимся с 206 г. восстанием на юге Египта.

После смерти Птолемея V Эпифана власть в Египте снова оказалась в руках временщиков. Опекуны Птолемея VI Филометора возобновили авантюристическиепопытки отвоевать Келесирию. В ответ на это Антиох IV предпринял поход в Египет. Разбив египетские войска, он осадил Александрию. Александрийцы вместо Филометора, попавшего в руки Антиоха, провозгласили царём Птолемея VII Фискона. Но Антиох, не вступая в переговоры с Птолемеем VII, заключил мир с Филометором, отправил его в Мемфис и вывел войска из Египта, оставив гарнизон в Пелусии. Подобное разделение Египта на два враждующих лагеря, прекращение связей между хорой и Александрией наносили серьёзный ущерб хозяйству страны и интересам господствующего класса. Гарнизон сирийцев в Пелусии был в одинаковой мере угрозой для обоих Птолемеев. Поэтому между египетскими царями начались переговоры, окончившиеся примирением.

Расчленение Египта на два царства вполне соответствовало планам Антиоха, стремившегося ослабить своего соперника в восточной торговле и подчинить Египет своему влиянию. На присоединение территории Египта к государству Селевкидов Антиох IV, как трезвый политик, едва ли рассчитывал. Кроме того, он понимал, что, предъявив Египту чрезмерные притязания, он может вызвать новое столкновение с римлянами. Однако, когда примирение Птолемеев разрушило его планы, он предпринял в 168 г. новый поход в Египет и вновь осадил Александрию. Эти дзйствия Антиоха совпали с решающими событиями в ходе третьей Македонской войны.

Весьма характерным было поведение римлян. Несмотря на настойчивые жалобы египетских царей и крайне тяжёлое положение осаждённой Александрии, римское посольство во главе с Гаем Попилием, направленное для примирения Антиоха с Птолемеями, не спешило в Египет, пока военные действия римлян в Македонии не завершились победой. Но как только Гай Попилий узнал о победе при Пидне, он немедленно отправился в Египет и предъявил ультиматум Антиоху IV. Антиох был вынужден вывести войска из Египта, причём Попилий лично следил за тем, чтобы был очищен и Кипр. Таким образом, все успехи Антиоха в Египте были сведены на нет.

Борьба Иудеи против господства Селевкпдов

Неудачи во внешней политике отразились на внутреннем состоянии царства Селевкидов. Лишённые возможности поправить свои дела за счёт Египта, Селевкиды усиливают эксплуатацию подвластных им территорий. Вспыхнувшая в ответ на это борьба местного населения против власти Селевкидов приняла особенно острые формы в Иудее.

Власть в Иудее принадлежала сгруппировавшейся вокруг храма Яхве жреческоц аристократии — богатейшим землевладельцам и рабовладельцам. Часть этой знати — эллинисты,— принимавшая участие во внешней торговле, была зарштересована в более прочных связях Иудеи сСелевкидами. При их поддержке эллинисты захватили в свои руки власть в Иудее. Воспринимая греческие обычаи и навязывая их населению, они одновременно расширяли свою торгово-ростовщическую деятельность. Внедрение товарно-денежных отношений в хозяйство Иудеи, сопровождавшееся повышением податей, ухудшило положение народных масс. Нарушение древних обычаев и традиций ещё более обостряло глухое недовольство народа.

В 171 г. в Иерусалиме в ответ на попытку местных властей конфисковать храмовую казну для уплаты подати царю вспыхнуло стихийное восстание. Антиох IV, возвращавшийся из похода в Египет, подверг город разгрому. После навязанного римлянами мира с Египтом Антиох вновь предпринял поход в Иудею отчасти с целью пополнить царскую казну, отчасти с целью окончательного подчинения Иудеи. Войска Антиоха разграбили храм Яхве и весь Иерусалим; более 10 тыс. его жителей было обращено в рабство. В Иерусалиме Антиох построил крепость Акру и поставил там гарнизон. Власть была закреплена за эллинистами, иудейская религия запрещена, и введён культ греческих богов. Для наблюдения за выполнением греческих обрядов были назначены специальные чиновники.

Эти мероприятия вызвали возмущение иудейского народа. В 167 г. в Иудее началось новое восстание, переросшее в народную войну против господства Селевкидов. Это движение возглавил сын местного жреца Иуда из рода Хасмонеев, прозванный Маккавеем — «Молотом» (имя это перешло и на его преемников). В конце правления Антиоха IV, когда основные военные силы были уведены им на восток, иудейские повстанцы разбили высланные против них отряды. В 164 г. они взяли Иерусалим и осадили сирийский гарнизон в Акре. Иуда Маккавей присвоил себе сан верховного жреца и провёл некоторые реформы: распределил жреческие должности независимо от знатности рода, конфисковал имущество эллинистов и, повидимому, предпринял какие-то меры для улучшения положения крестьян. Но при преемниках Антиоха IV Иудея подверглась новому разгрому. Иуда Маккавей был убит в одном из сражений (160 г.), в иудейские города опять были введены сирийские гарнизоны. Однако борьба иудеев не прекратилась.

Политический кризис государства Селевкидов

Восстание в Иудее и последовавшая после смерти Антиоха IV ожесточённая династическая борьба между членами царской семьи, временщиками и узурпаторами были ярким проявлением начавшегося политического кризиса царства Селевкидов. Причиной этого кризиса было прогрессировавшее разложение экономической и социальной опоры правящей династии. Сокращение владений Селевкидов сопровождалось сокращением их материальных ресурсов, упадком государственного хозяйства. Рабовладельческая знать крупнейших торговых центров перестаёт поддерживать царскую власть, так как экономическая и политическая структура царства Селевкидов ограничивала возможности дальнейшего развития рабовладельческих отношений и хозяйственной жизни этих городов. Городская аристократия участвовала в династической борьбе лишь в той мере, в какой это давало ей возможность получать новые льготы. Эллинистические города всё более расширяли права внутреннего самоуправления, добивались от царей азильного права (права убежища, защищавшего от насилия царской администрации), объявления города «священным», т. е. неприкосновенным во время военных действий, наконец, получали право элевтерии (свободы), т. е. независимости во внутренних делах и самостоятельности во внешних сношениях. Армия становилась всё более неустойчивой, изменился её состав: большую часть армии составляли теперь наёмники, вербовавшиеся из представителей азиатских народов — арабов, иудеев, киликийцев и др. её это приводит к тому, что в междоусобной борьбе претенденты на царский престол опирались не столько на внутренние силы государства, сколько на наёмную армию и поддержку более могущественных соседей. Немалую роль в разложении царства Селевкидов играла политика римского сената. Искусно вызывая распри в царском доме, поддерживая в ходе борьбы слабую сторону, добиваясь расположения городской знати, оказывая косвенную поддержку внешним врагам, римляне способствовали всё большему ослаблению своего некогда могущественного соперника в Восточном Средиземноморье. При преемниках Антиоха IV отпали западные районы Ирана. Государство Селевкидов было уже не в состоянии не только вести активную внешнюю политику, но даже сдерживать напор новых рабовладельческих государств, возникших на окраинах державы,— Парфии, Армении, Иудеи.

Последнюю попытку восстановить державу Селевкидов сделал Антиох VII Сидет (139/38 — 129). Вновь подчинив Иудею, добившуюся самостоятельности при его предшественниках, Антиох Сидет предпринял поход в Парфию, окончившийся его гибелью и полным поражением сирийского войска. Это поражение привело к окончательному отпадению Вавилонии, Персии и Мидии, перешедших под власть Парфии или самостоятельных династов. Территория государства Селевкидов суживается до пределов собственно Сирии, Келесирии, Финикии и части Киликии. Но и на этой территоии из-за ожесточённой династической борьбы деятельность центрального государственного аппарата была почти полностью парализована.

Распад государства Селевкидов в римискую провинцию

Одновременно с упадком державы Селевкидов росла мощь её соседей — Парфии, Армении, Понтийского царства и особенно Рима, прочно закрепившегося в своей провинции Азии и претендовавшего на наследие Селевкидов. История государства Селевкидов в конце II—начале I в. до н.э. полностью определялась ходом борьбы между этими государствами за политическое преобладание в Передней Азии.

Распад государства Селевкидов особенно усилился в начале I в. до н. э., когда большая часть территории селевкидской державы была захвачена армянским царём Тиграном. Самостоятельным государством становится Коммагена, возникают независимые арабские государства Эмеса и Итурея. Независимым государством стала и Иудея, где первосвященники начали принимать царский титул. От борьбы за независимость своей страны иудейская теократия переходит к открыто захватнической политике. Набеги первых Маккавеев сменяются планомерным истреблением иноверцев и принудительным распространением иудейской религии среди окрестных племён. Религиозная проповедь служит идеологическим оправданием для стремлений к порабощению, захвату добычи и расширению территории за счёт соседей. К Иудее были присоединены Галилея, Идумея, Келесирия, гавани: Аскалон, Газа и др. Внутри Иудеи обостряется социальная борьба, проявившаяся, в частности, "в возникновении религиозных сект, оппозиционных традиционному культу и династии Хасмонеев. Недавно открытые документы дают представление об организации и идеологии религиозных общин, которые были основаны бежавшими от преследований сектантами в районе иудейской пустыни, на побережье Мёртвого моря. Члены такого рода общин жили совместно, вели трудовую жизнь, сообща владели собственностью. В их проповеди общности имущества и ожидании мессии — посланника бога, который должен покарать нечестивых и вознаградить праведных, нашёл отражение протест низших слоев населения Иудеи против угнетения и насилия светских и духовных властей. При одном из правителей — Александре Яннае (103—76) происходит массовое народное восстание, подавленное с большим трудом. Начавшаяся вскоре после этого династическая борьба послужила предлогом для вмешательства Рима. В 63 г. до н. э. Иудея была превращена в римскую провинцию.

В ряде крупных (Библ, Тир, Сидон и др.) и менее значительных финикийских городов, претендовавших на самостоятельное государственное существование, возникли тирании. Неспособность Селевкидов справиться с центробежными силами и растущими народными движениями заставляла рабовладельческую знать искать другие методы их подавления. Этим, повидимому, и следует объяснить возникновение тираний в отдельных городах, а также успех завоевательных действий Тиграна Армянского. Ещё более приемлемым выходом из создавшегося положения для рабовладельцев Сирии был переход страны под власть Рима. Помимо твёрдого обеспечения господства над всеми эксплуатируемыми массами включение царства Селевкидов в состав Римской державы открывало перед сирийскими ростовщиками, купцами и владельцами ремесленных мастерских новое обширное поле деятельности. Эти настроения господствующего класса и были причиной того, что в 64/3 г. до н. э. римляне присоединили всю эту территорию, не встретив сопротивления.

Обострение социальной и династической борьбы в Египте

Походы Антиоха IV в Египет, сопровождавшиеся ограблением страны, резко ухудшили положение трудяшегося населения. Восстановление власти Птолемеев не принесло ему никакого облегчения. В стране началось массовое движение против правительства, возглавленное Дионисием Петосараписом. На юге центром восставших был город Панополь. Сведений о ходе восстания и его целях в источниках не сохранилось. Против восставших предпринял поход Птолемей VI Филометор. Он осадил и взял Панополь, восстание было подавлено, но волнения в стране не прекратились.

В 140—120 гг. происходят волнения в Арсиноитском и Тинитском номах и наиболее сильные — снова в Панополе. Значительную роль в этих волнениях играли лаой. Одновременно возобновилась династическая борьба: Птолемей VII Фисков выгнал своего брата Птолемея VI Филометора из Александрии. Последний обратился за помощью к Риму. Сенат, руководствуясь интересами римской политики, разделил владения Птолемеев между братьями. Филометор получил Египет и Кипр, Фисков — Киренаику. Особенно ожесточённые формы династическая борьба приобрела после смерти Филометора (в 145 г.). Она сопровождалась убийствами членов царской семьи, жесточайшим террором, восстаниями в Александрии, массовым истреблением населения. Всё это свидетельствовало о политическом кризисе государства Птолемеев и способствовало ещё большему разорению страны.

Обострение социальной борьбы заставило Птолемеев прекратить династические распри. В 118 г. был издан указ, объявляющий амнистию всем их участникам, а также новые льготы жрецам и храмам. Этот указ имел своей целью восстановить пошатнувшийся авторитет государственной власти, обеспечить регулярное поступление царских доходов, прекратить злоупотребления чиновников, урегулировать вопрос о военных постоях и реквизиции жилищ и т. д.

Но все эти меры, конечно, не могли внести улучшений в хозяйственную жизнь Египта, приостановить нарастающий экономический и политический упадок. Вскоре после смерти Фискона в 116 г. возобновляется династическая борьба. В 80-х годах до н. э. вновь началось восстание на юге Египта, центром которого стали Фивы. Источники позволяют утверждать, что это было движение эксплуатируемых масс не только против правительства Птолемеев, но и вообще против «эллинов». После трёх лет ожесточённой борьбы восстание было подавлено. Город Фивы, служивший главной опорой восстания, был разрушен. Эта расправа с одним из древнейших культурных и религиозных центров Египта произвела весьма сильное впечатление на современников.

Однако и эти репрессии не привели к прекращению народных движений. В папирусах есть упоминания о волнениях в Гермополе в 79/8 г., Гераклеополе —в 64/3 г. и в 58 г. до н. э., встречаются намёки на то, что и в последующие годы в разных концах Египта неоднократно вспыхивали народные движения.

Вмешательство Рима. Крушение государства Птолемеев

Рим тем временем всё более властно вмешивается в египетские дела. В 80 г. римский диктатор Корнелий Сулла передал престол Птолемею X (Александру II), но восставшие александрийцы убили римского ставленника и избрали царём Птолемея XI Авлета. Царство Птолемеев к этому времени уже настолько разложилось, что римский сенат в 65 г. до н. э. обсуждал вопрос о ликвидации его как самостоятельного государства и о присоединении его к Риму. Лишь за взятку в 6 тыс. талантов Птолемею Авлету удалось добиться в сенате признания его царём.

Однако и Авлет не смог удержать власть. Александрийцы вновь подняли восстание, Авлет вынужден был бежать в Рим. Он обещал новую взятку в 10 тыс. талантов проконсулу Сирии Авлу Габинию и получил от него римские войска. В 55 г. с их помощью Авлет возвратился в Египет. Для выплаты взятки Габинию он взял ссуду у римского ростовщика Рабирия Постума. Чтобы обеспечить возврат долга с процентами, Рабирий добился от Авлета своего назначения на должность диойкета и начал, пользуясь своими полномочиями, беспощадно грабить и без того разорённую страну и население. Через год под угрозой народного восстания Авлет вынужден был устранить Рабирия. После смерти Авлета началась новая династическая борьба между его дочерью Клеопатрой VII и её малолетним братом Птолемеем XII.

Из крупных эллинистических государств Египет последним был превращён в римскую провинцию. Несмотря на то, что Египет представлял собой заманчивую добычу для римских рабовладельцев, они длительное время не решались на открытое военное вторжение, боясь, видимо, вызвать массовое народное движение, к которому могли примкнуть и зажиточные слои александрийского населения. Крупнейший эллинистический город, центр культуры того времени, главный торговый порт Средиземноморья — Александрия не была заинтересована в присоединении к Римскому государству и упорно вела борьбу с римскими ставленниками на царском троне. Придворная знать, черпавшая доходы из царской казны и от эксплуатации земельных владений, напротив, стремилась к установлению в Египте римских порядков, которые упрочили бы её положение внутри страны. Поддерживаемые этой знатью, римские войска в 30 г. до н. э. вступили в Александрию. Египет был превращён в римскую провинцию.


Всемирная история. Энциклопедия. — М.: Государственное издательство политической литературы. . 1956—1565.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Наступление Рима в Средиземноморье. Народные движения II—I вв. до н. э." в других словарях:

  • История Древнего Рима — Основание Рима …   Википедия

  • Италия — I Италия (Italia)         Итальянская Республика (La Repubblica Italiana).          I. Общие сведения          И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… …   Большая советская энциклопедия

  • Италия — I Италия (Italia)         Итальянская Республика (La Repubblica Italiana).          I. Общие сведения          И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… …   Большая советская энциклопедия

  • ЭЛЛИНИЗМ — термин, введенный в 30 х гг. 19 в. нем. историком И. Г. Дройзеном для характеристики периода в истории стран Вост. Средиземноморья от походов Александра Македонского (334 323 до н. э.) до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30 до н. э.… …   Советская историческая энциклопедия

  • Эллинизм —         этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334 323 до н. э.) до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30 до н. э. подчинением Египта. Термины «Э.» введён в историографию в 30 х гг.… …   Большая советская энциклопедия

  • эллинизм — а; м. 1. Эпоха расцвета греко восточной культуры, наступившая после завоеваний Александра Македонского на Востоке (с конца 4 до конца 1 в. до н.э.). 2. Слово или оборот речи, заимствованные из древнегреческого языка. ◁ Эллинистический, ая, ое (1… …   Энциклопедический словарь

  • Испанская империя — Monarquía universal española (Monarquía hispánica / Monarquía de España / Monarquía española) 1492  1898 …   Википедия

  • Социальный и политический кризис эллинистических государств — Конец III в. до н. э. представляет известную грань в социально экономической истории эллинистических государств. Процесс развития рабовладения во всём Средиземноморье принимает с этого времени ещё более интенсивный характер. Всё чаще практикуется …   Всемирная история. Энциклопедия

  • ИТАЛИЯ — (Italia) гос во на юге Европы, в басс. Средиземного м. Терр. И. включает юж. и зап. склоны Альп, Паданскую равнину, Апеннинский п ов, крупные о ва Сардинию и Сицилию и многочисл. мелкие острова. Пл. 301,2 тыс. км 2. Нас. 50 464 тыс. чел. (по… …   Советская историческая энциклопедия

  • Египет — Арабская Республика Египет, Миср, гос во на С. В. Африки и на Синайском п ове Азии. Название Египет известно с III тыс. до н. э. Оно восходит к др. егип. Кипет черная земля , что противопоставляло долину Нила с ее плодородной почвой красной земле …   Географическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»